Процесс создания златоустовской гравюры на металле
До сих пор на златоустовских предприятиях при изготовлении эксклюзивных изделий гравировку делают вручную. Так как же художники добиваются такой красоты и изящества при украшении изделий из металла?
Гравюра на стали – это особая гордость Златоуста. Начиная с 1829 года, изделия здешних мастеров, украшенные искусной гравировкой, неоднократно получали похвалы и высокие награды на международных выставках в Лондоне, Париже, Вене, Филадельфии, Чикаго и Стокгольме. До сих пор на златоустовских предприятиях при изготовлении эксклюзивных изделий гравировку делают вручную. Так как же художники добиваются такой красоты и изящества при украшении изделий из металла?
Получение златоустовской гравюры – это многоэтапный технологический процесс. Над одним изделием работают сразу несколько специалистов, выполняя трудоемкие операции. Причем каждый на своем участке должен досконально разбираться в своем деле и быть предельно внимательным.
Прежде чем стать украшением изделия, любая деталь, будь то обоймица ножен сабли или навершие кинжала, проходит через различные операции обработки и декорирования металла.
1. Рисование лаком с помощью кисти
2. Гравирование рисунка иглой
3. Гальваническое травление пластины
4. Гравирование рисунка штихелем. Шабрение. Полировка
5. Никелирование
6. Глянцевание пластины
7. Разделка под золото
8. Покрытие золотом
Рисование лаком с помощью кисти
Каждое изделие начинается с эскиза на бумаге. Он рисуется карандашом или в компьютерной программе. Традиционные для Златоуста изображения – ландшафты и виды природы, геометрические и растительные орнаменты, звери и птицы, сцены охоты и т.д. Перед рисовкой крупных изделий мастер-оружейник полирует поверхность грубыми абразивными кругами с применением пасты ГОИ. Художник наносит битумным лаком с помощью кисти изображение на глянцованную обезжиренную пластину или деталь изделия. Затем деталь сушится при 140° градусах в муфельной печи, где происходит термическая обработка. Битумный лак – это специально сваренное вещество со сложным составом, включающим закрепитель. Жидкий по своей структуре, лак при нагревании становится еще более жидким. После вынимания из печи и постепенного остужения он застывает на пластине, становясь плотным, твердым.
Гравирование рисунка иглой
После сушки в печке художник гравирует тонкой металлической иглой изображение, покрытое лаком. Как видно на примере пластины на фотографии – иглой мастер отделяет виноградины от листьев. По сути, иголка процарапывает лак, придавая рисунку нужную детализацию. В ходе гравировки художник сверяет работу с эскизом. У каждого художника-гравера есть свои маленькие секреты и приемы при гравировке.
Гальваническое травление пластины
После гравирования пластина или деталь передается на участок гальванического травления. Не защищенная лаком поверхность стравливается, т.е. с пластины сходит верхний слой. После травления глянцевая поверхность превращается в матовую. Разница между глянцевой и матовой поверхностью чувствуется наощупь. Теперь на пластине проявляется все, что было разгравировано.
Гравирование рисунка штихелем
После травления пластина передается в подрезку. Гравёр, или резчик по металлу специальным инструментом – резцом – прорабатывает детали рисунка: все листочки, прожилки, ягодки на кисти винограда. Придает им блеск, законченность и объем. У гравера-профессионала существует масса премудростей и инструментов, чтобы сделать из плоского изображения объемное. Гравёр штихелем (резцом) вырезает все изображение по контуру. Специальным образом он обрезает края и за счет этого как бы приподнимает рисунок над плоскостью. Используя разные приемы и резцы, гравёр умело работает как с крупным рисунком, так и с очень тонким, ювелирным.
Шабрение
Фирменная черта изделий «АиР» – проработанный методом шабрения фон. Художник бурит фон – то есть обрабатывает поверхность бормашиной с различными бурами (широкими, узкими и др.). Художник придает ровной поверхности бархатистость, глянцевость, фактурность. На свой вкус, мастер может сделать более глянцевую поверхность детали, либо более шершавую и бугристую, либо более нежную и тонкую. Это зависит от размера изделия и задумки автора. Для большой площади украшаемой поверхности изделия используются буры покрупнее, для миниатюрных изделий – более деликатными бурами покрывают поверхность тоненькими штришками.
Полировка
После шабрения слесарь-сборщик полирует пластину на станках с полировальными кругами, за счет этого детали придается чистый блеск. Затем деталь обезжиривают и передают в никелирование.
Никелирование
Никель – это металл белого цвета. Покрытие никелем производится на глубину 5 микрон. Таким образом, вся пластина или деталь покрывается сверху слоем никеля и становится матовой, как будто припорошенной снегом.
Глянцевание пластины
После никелирования пластина или деталь передается мастеру-оружейнику, ответственному за сборку изделия. Он глянцует деталь на станках с более мягкими полировальными кругами, используя мелкодисперсную пасту. Мастер глянцует нематовую поверхность, снимая самый верхний слой – и рисунок становится блестящим, как зеркало. Глянцевание и полировка – по сути, это одна и та же операция, но выполняемая в разное время изготовления изделия. Полировка – более грубая обработка поверхности, глянцевание – придание глянца изделию.
Разделка под золото
Пройдя этап глянцевания и обезжиривания, деталь снова попадает в руки художника. На этом этапе начинается самое интересное – «разделка в золото». Все части рисунка, которые не должны быть покрыты золотом, художник закрашивает битумным лаком. На примере пластины это делается так: сначала вся поверхность рисунка закрашивается лаком, потом лишний лак снимается раствором. При этом во всех програвированных линиях, трещинках лак остается. После высыхания лака на воздухе, художник с помощью ваты и советского зубного порошка трет по изображению, чтобы очистить от остатков лака. Затем лаком аккуратно закрашивается оставшаяся площадь вокруг изображения. И пластина отправляется в муфельную печь.
Покрытие золотом (золочение)
Только после того, как художник на пластине все закрасил, посушил в печи, проверил после термической обработки на отсутствие брака, деталь изделия передается на участок гальваники, где ее покрывают золотом высшей пробы (999,9°) на глубину 1 мкм. Именно гальванический способ покрытия золотом (не путать с напылением!) гарантирует долгосрочные эксплуатационные свойства изделиям.
На предприятии «АиР» все этапы процесса создания златоустовской гравюры настолько хорошо отлажены, что все работает как часы. На каждое изделие выделяется художник, который ведет его от начала до конца, взаимодействуя с мастером-оружейником, гравёром, токарем, кузнецом, группой гальваников. Каждый специалист выполняет необходимую операцию на своем этапе и передает на следующий этап.
В этом деле важна предельная внимательность, аккуратность и терпение, без этих качеств столь кропотливую работу не выполнить. Мастера творческого коллектива «АиР» выбрали свою профессию по призванию, имеют соответствующее образование и навыки. А главное – уважают и любят это дело! Ведь любовь к искусству и желание творить движет авторами, создающими такие красивые изделия из металла, будь то меч, кортик или набор посуды для шампанского.
Фотогалерея
- Комментарии