Традиции и инновации. Златоуст оружейный – день сегодняшний…
«Златоуст. XXI век». Откуда это интересное название? Что скрывает оно – сугубо функциональное изделие, пусть и украшенное, или очередную «сувенирку»? И действительно ли это название символизирует состояние оружейного дела в Златоусте в XXI веке и в Компании «АиР» в частности? Ответы можно получить только у автора проекта начальника кузнечного производства компании Владимира Герасимова.
«Идея появилась давно, несколько лет назад, – рассказывает Владимир Герасимов. – Как-то в руки попался комплект «нож в ноже», привезенный из Индии. И хоть сварка была видна невооруженным глазом, что-то притягивающее было в этом изделии. То ли техническая загадка, то ли уровень исполнения. Появилось желание изготовить нечто подобное.
Но просто повторить работу индийского мастера было неинтересно, а варианта воплощения в голове не было. Вот и пролежала идея в голове несколько лет, пока на глаза не попалась фотография охотничьего кинжала, выпускаемого в Златоусте в конце XIX-начале XX века. Эту форму еще называют самсоновской, хотя аналогичные кинжалы выпускались и в Европе, и, как оказалось, в Златоусте. И сразу все встало на свои места, вся концепция сложилась в симпатичный пазл».
Что отличает Златоуст от других центров оружейного мастерства той же Тулы, это изначальное превалирование коллективного или, как говорили в XIX веке, артельного труда над индивидуальным. Может, это связано с тем, что с первых дней существования фабрики «белого оружия» в Златоусте на такую форму организации труда делался основной упор. Подобная же организация традиционно лежит в основе творчества в большинстве златоустовских компаний, и в «АиР» в частности.
Есть автор проекта Владимир Герасимов, есть слесарь-оружейник Алексей Балакин, есть художник Надежда Парфентьева. Плюс кузнецы, гальваники. В общем, большой творческий коллектив, и не всегда можно оценить вклад каждого, но он, несомненно, есть.
Особенностью данной работы является то, что перед авторами стояла не только художественная задача, но и техническая: как сделать полый клинок, не потеряв функциональных свойств изделия в целом?
Вся кузнечная часть: подбор дамаска, сварка, прошивка – полностью лежала на Герасимове, это его вотчина. Несмотря на то, что коллектив в кузнице «АиР» большой и профессиональный, всю новую работу он привык делать самостоятельно. Как он говорит: «Чтобы тема быстрее прошла через руки в голову». И настолько вся технологическая цепочка ковки и дополнительная оснастка были продуманы, что первая же попытка была удачной.
Следующий этап: превращение кованой заготовки в форму конечного изделия. За это взялся старейший, хоть и молодой, но проработавший в Компании «АиР» практически с первых дней ее существования, слесарь-оружейник Алексей Балакин. Из его небольшой мастерской за пятнадцать лет вышли сотни интересных изделий. «Нож в ноже» для компании, да и вообще для златоустовских и российских оружейников, в таком техническом исполнении – абсолютно новое изделие, аналогов не было. Изготовить полый клинок, как оказалось, пусть и сложная задача, но не единственная: конструкция крепления основного клинка – она должна выдерживать любые нагрузки, необходимость в которых может возникнут в процессе охоты; механизм фиксации маленького ножа, конструкция рукояти с крышкой – маленький нож, с одной стороны, должен легко доставать, но в то же время надежно удерживаться в своих «ножнах» - в большом кинжале, и многое другое. Но настолько задача была интересная и так увлекла творческий союз, что решения находились практически моментально. Кстати, так как авторы пытались в одном изделии сразу выразить сегодняшние возможности Златоуста оружейного и Компании «АиР», ножны сделали цельнометаллические из современного златоустовского дамаска! Эскиз, металл, сборка, подгонка отдельных деталей – все отлично функционирует, так же, как и кузнечная часть, все получилось с первого раза, как бы на одном дыхании.
Златоуст не был бы Златоустом, если бы комплект, несмотря на его уже неординарность, оставили бы неукрашенными. Но и тут не все просто. Как максимально подчеркнуть оригинальность этого произведения, учитывая традиции златоустовской гравюры? И при этом у ценителей при первом же взгляде на него даже мыслей бы не было о сувенирной сущности изделия. «Настоящий рабочий охотничий кинжал, и ничего более!» - такая была первоначальная установка. Пробные эскизы, варианты, и получилось лаконичное изделие. И вроде и в оформлении все традиционно, но и здесь авторы внесли определенную инновацию: часть деталей покрыли черным родием. Технология, известная в ювелирке, но широкого распространения в оружейном деле пока еще не получила. В Златоусте аировцы первые освоили эту технологию.
«В целом да, оформление достаточно лаконичное, – продолжает Владимир Герасимов. – Единственным неким диссонансом является изображение российского герба на клинке. На это, кстати, указывают и некоторые искусствоведы. Но на этом настаивал я. Все-таки это изделие – не просто сегодняшний день Златоуста, но и плюс двухвековая традиция златоустовского белого оружия. Это символ, клеймо мастерства златоустовцев, пришедшее из прошлого. Поэтому и пошли на некоторое нарушение общей концепции».
Ну а теперь вам судить, насколько «Златоуст. XXI век» соответствует своему названию и поставленной авторами самим себе задаче: в одном изделии показать взаимосвязь времен и сегодняшний день Златоуста оружейного. Дизайн кинжала, выпускаемого более сотни лет назад в Златоусте, плюс техническое решение древних индийских оружейников, и все это в связке с современными златоустовскими технологиями и материалами.
Традиции и инновации в одном флаконе!
Владимир Егоров
Фотогалерея
- Комментарии