Технологии производства

Ручная работа при изготовлении как серийных ножей, так и авторских композиций, является уникальным преимуществом оружейной Компании «АиР». Секрет производства знаменитых «златоустовских ножей» заключается в поэтапной сборке каждого изделия и наличии строгого контроля на всех участках.

Эту технологию разделения труда по изготовлению оружия успешно применяли 200 лет назад оружейники Златоустовской фабрики, где мастера имели узкую специализацию, но в своем деле каждый старался достичь совершенства. Так и в Компании «АиР» существует разделение труда, над каждым изделием работает целый коллектив квалифицированных специалистов. Трудятся такие мастера-профессионалы: металлурги, кузнецы-художники, электро-газосварщики, слесари-оружейники, токари, резчики по металлу и по дереву, шлифовщики, полировщики клинков, точильщики, сборщики рукоятей, столяры, художники, дизайнеры, граверы и мастера гальваники. Все специалисты «АиР» выбрали эту профессию по призванию. Обладая высоким художественным вкусом, искусностью, душевным отношением к делу, мастера создают «красоту, запечатленную в металле».

Технологический процесс изготовления и украшения изделий из металла в Компании «АиР» практически не изменился за 200 лет с момента начала производства украшенного холодного оружия на Златоустовской оружейной фабрике эпохи Российской империи. Создание изделия начинается с разработки эскиза. Этим занимается художник, он разрабатывает форму, конструкцию и элементы украшения будущего изделия. Эскиз предусматривает возможность применения различных конструктивных материалов, разнообразных приемов художественной обработки, творческого варьирования.

Научившись ковать свою дамасскую сталь, кузнецы Компании «АиР» тем самым продолжают дело основателя горнозаводской промышленности, прославленного металлурга – П.П. Аносова и популяризируют всемирно известный бренд «златоустовская сталь». Помимо углеродистого и атмосферостойкого дамаска Zladinox, мастера «АиР» создают арт-дамаск, цветной дамаск (мокуме гане), дамаск с метеоритным железом, декоративный титановый дамаск, мозаичный титановый дамаск.

По эскизу художника кузнец методом ручной ковки отковывает клинок. От кузнеца заготовка попадает к точильщику, который придает ей нужную форму на абразивном круге. Далее клинок переходит в руки слесаря. Слесарь-оружейник «одевает» его, делая рукоять, ножны и весь металлический прибор. Металлические детали выполняются из цветного металла или стали методом выколотки по оправкам и последующей пайкой. После предварительной сборки изделия, все металлические детали попадают к полировщику, который доводит украшаемые поверхности до зеркального состояния, а затем передает детали художнику.

Как и предшественники, заложившие основы искусства златоустовской гравюры, художник вручную наносит рисунок на металл битумным лаком с помощью беличьей кисти или пера. Особо тонкие линии узора гравируются иглой. После травления металла рисунок приобретает рельефность, в отдельных случаях он может быть проработан штихелем, благодаря чему приобретает большую выразительность и красоту.

Творческий процесс техники художественной обработки зависит от художника или гравера, что дает им возможность проявлять свой вкус, чувство эстетики и искусство владения приемами украшения. В своей палитре художник использует следующие цвета: белый, желтый, синий, серый, черный. Используя различия в цвете, а также разницу между матовой, глянцевой, фактурной и структурированной поверхностями металла, художник добивается того, что изделия, выполненные по одному и тому же рисунку, будут восприниматься совершенно по-разному.

После завершения украшения всех деталей изделия слесарь делает окончательную сборку. В результате чего труд всего коллектива мастеров превращается в уникальное произведение народного художественного промысла, всемирно известного под названием «златоустовская гравюра на металле». Таким образом, применяя многоступенчатый цикл нанесения златоустовской гравюры, мастера создают практически не подверженные влиянию времени высокохудожественные изделия.